Для просмотра сайта необходим Flash 8


Кинематограф "Третье Тысячелетие" при участии Продюсерского Центра "Парадиз" при поддержке Федерального агентства по Культуре и Кинематографии представляют

ГРАФФИТИ

Остросюжетная трагикомедия, Россия, 2006 г.

Участник Международного кинофестиваля в Токио, Серебряная ладья ("Выборгский счет"), "Окно в Европу"

Режиссер: Игорь Апасян
Продюсер: Максим Хусаинов
В ролях: Андрей Новиков (Андрей Драгунов)
Виктор Перевалов (Клизи)
Сергей Потапов (Митяй)
Лариса Гузеева (Мария)
Александр Ильин (Мирон Сысоевич)
Композитор: Алексей Шелыгин, группа "Animal Jazz"


Производство фильма поддерживалось Всероссийским общественным движением ветеранов локальных войн и военных конфликтов "Боевое братство" и лично Президентом Движения, Губернатором МО, Героем Советского Союза Б.В. Громовым.

В кинотеатрах с 2 ноября 2006 г.

СЮЖЕТ

Художник-дипломник ловит кайф, расписывая в стиле граффити стенки столичной подземки. Но у улицы свои законы, надо знать территорию. В разборке с местными байкерами Андрей получает подбитый глаз, подвернутую ногу, жалобу на имя ректора и лишается поездки в Италию с выпускным курсом и любимой девушкой. Вместо Венеции Андрея отправляют писать родные просторы в провинцию. Но и здесь он не может обойтись без приключений, только они уже совсем другие:

АКТЕРЫ

Виктор Перевалов:

- Как получилось, что вы так долго не снимались в кино?
- В свое время я принял сознательное решение уйти из кинематографа. Началась моя актерская карьера довольно-таки хорошо, с больших ролей. В следующем году будет 50 лет с тех пор, как я впервые появился на экране. Первый раз я пришел в студию, когда мне было всего лет семь. Это был 57 год, фильм "Тамбу-Ламбу". Все мое детство и юность были отданы кино. И всегда это были большие роли. А потом как-то так получилось, что на пацана я уже не тянул, а почему-то во "взрослых" ролях меня режиссеры не видели. А что происходит в голове у режиссеров, никто не знает, даже они сами. Все предложения о работе сошли на нет. Мне предлагались какие-то мелкие, фоновые сцены, которые, хоть и считались эпизодом, но не походили даже и на "Кушать подано". Пару раз в таких "эпизодах" снялся, а потом мне просто стало стыдно. И я решил от всего этого отойти.
- Сколько лет вы не снимались?
- В 1980 году я снялся в последний раз, и только в 2005-м сыграл в фильме Игоря Апасяна "Граффити". 25 лет. В этом промежутке я снялся в фильме Бориса Галкина "Игра", но что-то у него не получилось с прокатом, с телевидением, не знаю по какой причине фильм не вышел, его никто не увидел, меня никто не вспомнил.
- А как Игорь Апасян нашел вас?
- У нас в кино есть еще одна дурная привычка: если тебя давно нет на виду, сразу расползаются разнообразные слухи типа "спился", "попал в дурдом", "убили в драке у пивного ларька". А сам человек забывается, по большому счету никому не интересен. Наплывами на меня выходили журналисты. Так вот где-то Игорь то ли посмотрел, то ли прочитал интервью со мной. В поисках меня, позвонил на Ленфильм, где ему наговорили массу неправды, гадостей и сплетен. Но он никого слушать не стал, вытащил меня на некий кастинг, хотя и кастинга никакого не было, мы сразу стали обговаривать сроки работы. Он в меня поверил. А я поверил в то, что я все смогу, раз в меня верят.
- Ваш Клизя, кто он?
- Клизю я себе представлял не совсем так, как режиссер. В конце фильма у моего героя есть фраза: "Это я тебе, как коллега коллеге говорю". Я прикинул, что по внешнему виду Клизи не похоже, что он поля пахал на тракторе. Человек живет в деревне, а квартиру пропил или жене оставил. У меня были мысли, что, быть может, Клизя - бывший художник провинциальный, где-то на периферии какие-нибудь вывески оформлял, короче - спившийся, опустившийся интеллигент. Игорь мне велел не стричься, я отпустил волосы. Потом, на съемках предложил сделать хвостик, но Апасян меня тут же посадил на место "Хвостик - это интеллигенция, а ты у нас просто хронически модифицированный идиот". "Понял", - покорно ответил я. Игорь Апасян очень уверенный и тонкий режиссер. Когда я приехал в Спас-Клепики, где мы снимали картину, он не сразу толкнул меня в кадр, а недели две (я ждал-ждал, недоумевал даже: когда же начнутся съемки) ко мне присматривался. Мне обязательно нужен режиссер в каждом кадре.
- Цитаты из Экклезиаста очень гармонично переплетаются с другим текстом героя, сложный библейский текст звучит как свой:
- Игорь этого и добивался, он все время говорил мне: "Это ты написал! Клизя уверен, что это он сам написал". На эту органику потрачено много труда. Мы все, персонажи, которые плотно общаются с главным героем - Мария, Митяй и я - мы для Андрюхи люди, которые живут за пределами московской окружной дороги. До этого он, может быть, и бывал в Венеции, в Париже, но в деревне он не был ни разу. И вот мы для него первое воплощение деревни, русского народа, хотя мы не типичные деревенские. Признаюсь, играть это было сложно. Гораздо проще было бы показать тех людей, что на самом деле пашут поле, копают огород, чем таких странных людей, кого мы троем с Ларисой Гузеевой и Сергеем Потаповым изображаем. В каждой деревне есть свой Клизя. А я много пожил в деревне в детстве. Если я не снимался в кино, меня ссылали туда на все лето. Так всегда там был некий носитель вековой мудрости, как мой Клизя, в котором непонятным образом соседствует философ и дурак. Как это возможно? Тайна нашего народа!

Фильмография
1. "Тамбу-Ламбу"-1956
2. "Город зажигает огни" - 1958
3. "Марья-искусница"- 1959
4. "Сомбреро" - 1959
5. "Балтийское небо" - 1961
6. "Республика ШКИД" - 1966
7. "Долгая счастливая жизнь" - 1966
8. "Браслет-2" - 1967
9. "Я Вас любил..."- 1967
10. "Годен к нестроевой"- 1968
11. "Старая, старая сказка" - 1968
12. "Золото" - 1969
13. "На дальней точке" - 1970
14. "Разрешите взлет!" - 1972
15. "Двенадцать месяцев" - 1972
16. "Дела давно минувших дней..." -1972
17. "Соленый пес" - 1973.
18. "С весельем и отвагой" - 1974
19. "Без права на ошибку"- 1975
20. "Приключения Травки" - 1976
21. "Факт биографии" - 1976
22. "Колыбельная для мужчин" - 1977
23. "И ты увидишь небо" - 1978
24. "Трактир на Пятницкой" - 1978
25. "Опасный возраст" - 1981
26. "Личная жизнь директора" - 1981

Андрей Новиков, исполнитель роли Андрея,

Сергей Потапов, исполнитель роли Митяя,

Лариса Гузеева, исполнительница роли Марии:

- Ваша героиня, Мария - невероятно интересный образ, который несет в себе ссылки на самые разные точки российской культуры и истории. Мария - это и юродивые, и блаженные, и святые: И, конечно, Фуфала из "Древа желаний" Тенгиза Абуладзе:
Лариса Гузеева: Да, это женщина, в которой сочетается грех и святость, низкая страсть и чистая любовь.
- И в то же время Мария - один из самых загадочных персонажей фильма. Мы можем только догадываться о ее судьбе. Знаем, что она вдова, что очень любила своего мужа:
Лариса Гузеева: А я этого вовсе не прочла. Да врет все она про своего мужа, не было у нее никакого мужа. Вещи? А может, кто-то их просто оставил у нее? Она живет в каких-то своих фантазиях и очень хочет любви:Митяй - единственный человечек, который принес и бросил к ее ногам огромную любовь. И она не могла не оценить этого, потому что она живая. Кто она? Откуда? Пусть каждый сам себе нафантазирует. Женщина, которую смог полюбить такой израненный взрослый ребенок, как наш Митяй. Мария смогла ему ответить, смогла отлюбить его за все годы его страданий. У меня был большой соблазн напридумывать, какой блаженной должна быть моя героиня: Но сильная режиссерская рука Игоря Апасяна четко выстроила образ моей героини, не дала выделиться на фоне наших главных персонажей, молодых людей - Андрея и Митяя.
Мне кажется, пора перестать ругать поколение нынешних молодых. Они гораздо глубже, чем сами хотят казаться, и чем сложилось оних впечатление у стареющих женщин и мужчин. Они талантливые, они умные, у них такое же ранимое сердце, как у поколения молодых людей и сто, и триста лет назад, они также хотят любви, они также хотят нормальных отношений, они также все чувствуют, а может еще и больше:
Лариса Гузеева: У молодых актеров (я объясню на примере Андрея Новикова) на сегодняшний день больше возможностей, чем у нас в молодые годы: они могут найти интересную работу, заработать деньги, быстро социально возрасти и обеспечить себе комфортную жизнь. Но они не всеядные. Андрей, с его внешностью Бреда Пита, с его грандиозными актерскими возможностями, может быть очень востребован. Но он, тем не менее, крайне избирателен, не хватается за любое, путь и дорого оплачиваемое предложение. И это огромный плюс для него. Он не берется за первую попавшуюся работу, а внимательно ждет настоящего.
- Сергей, как вам удалось, сыграть в кино такую искреннюю любовь?
Сергей Потапов: Не знаю, но я сейчас такой, какой я есть, потому что видел, как мои папа и мама любят друг друга. А маленькие люди, они как губки - все впитывают. В кино я прежде снимался лишь в сериале про налоговую полицию ("Маросейка, 12"). Хотя сейчас говорят, что сериалы - это несерьезно, но для меня та работа была очень серьезной, потому что я впервые попробовал себя в кино, впервые понюхал кинопорох, узнал, что такое площадка, камера:
- В каждой русской народной сказке дети отправлялись к Бабе Яге, попадали в царство мертвых и возвращались обновленными. Это странствие - образ обряда посвящения, который в разных вариациях совершали над подростками в самых разных уголках мира. Умирание молодого человека и воскрешение его во взрослую жизнь:
Андрей Новиков: То, что произошло с моим героем - посвящение в люди - очень важно. Это необходимо, особенно для пацана.
Лариса Гузеева: Каждый нуждается в любви, в друзьях, в настоящем деле жизни. Все это обретает герой Андрея. Впервые он сталкивается с настоящим, подлинным:
Андрей Новиков: Главное, меняется его мировоззрение, взгляд на жизнь. Со мной нечто похожее тоже происходило. Не знаю, смогу ли об этом рассказать, это очень личное: В кино я с одиннадцати лет, и больше ничего в этой жизни делать не умею. А если говорить о внутреннем пути, то очень хочется: помогать детям. Я весь поглощен кино, но очень люблю детей. Сам я пережил, что пережил мой герой, теперь пусть они подумают. Вот загадка для моих зрителей. Для чего они пришли сюда? Что творится в их душах?
Мой героя - это я. Вообще, странная штука происходит в моей жизни. Часто получается, что я играю самого себя. Думаете, просто играть самого себя? Быть самим собой вообще очень трудно.
- Ваш, Андрей, персонаж должен был и бегать быстро, и рисовать лихо:
Андрей Новиков: Рисовал, конечно, не я, делал только мазки. Сам я немного рисую, но, думаю, это не "граффити".
Сергей Потапов: "Граффити" - это все, что пишется, рисуется, хоть на стене, хоть на бумаге. Простой шариковой ручкой Андрей такие картины выписывает!

ЛАРИСА ГУЗЕЕВА

Фильмография
1. "Жестокий романс" - 1984
2. Соперницы - 1985
3. Встретимся в метро - 1985
4. Чужие здесь не ходят - 1985
5. Враг - 1986 (Детектив)
6. Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Двадцатый век начинается - 1986
7. Белое проклятье - 1987
8. Секретный фарватер - 1987
9. Одинокий автобус под дождем - 1987
10. Щенок - 1988
11. Верными останемся - 1988
12. СВ. Спальный вагон - 1989
13. Палач - 1990
14. Патриотическая комедия - 1992
15. В той области небес... - 1992
16. Приговор - 1993
17. Исповедь незнакомцу - 1994
18. Дом - 1995
19. Семь дней с русской красавицей - 1996
20. Жестокое время - 1998
21. Страстной бульвар - 1999
22. Наследницы - 2000
23. Женская логика-2 - 2002
24. Сдвинутый - 2002
25. Женская логика - 2002

Режиссер Игорь Апасян:

- Когда я понял, что фильм будет сниматься в жанре "граффити", то вывел жанр в название. Граффити - не только молодежная культура, это элемент культуры вообще. И обязательно истории. Наскальная живопись - вот что такое граффити. Недавно, реконструируя Большой театр, разбирали хлам и нашли доску, на которой надпись, датированная шестидесятыми годами прошлого века: "Здесь был Рудик Нуриев". Это - граффити. Раскопки старинных русских городов свидетельствуют о том, что граффити в России было всегда, судя по нацарапанным на древних стенах словам, археологам до боли знакомым. Граффити - живой язык древнего населения.
Главный герой - студент-граффер. В молодости часто бывают моменты, когда жизнь кажется перекрестком, где надо успеть проскочить на желтый: А дальше по прямой, по своей трассе, и уже без светофоров. Мы застаем нашего героя именно в такой момент. И здесь важно только одно: наши фильмы сгниют, наши книги истлеют, видеозаписи размагнитятся, а то, что молодые ребята и девчонки рисуют на стенах, обнаружат и легко прочтут через тысячелетия.
Говорят, если бы де Голль в свое время посмотрел фильм Годара "На последнем дыхании", не было бы студенческого бунта и баррикад на Елисейских Полях. Конфликт был предугадан задолго до молодежных волнений.
Композитором на картине был Алексей Шелыгин. Он отвечает за драматическую музыку, музыку как бы "от автора". А композиции, написанные группой "Animal Джаz", отображают то, что творится в душе нашего молодого героя. Кошмар, что там творится: И ребята из "Animal Джаz" смогли это объяснить, почувствовать. Это было очень важно. Я считаю, их треки удачно "вписались" в картину. Я доволен. Но судить об этом, конечно же, зрителю. Если зрителю не понравится, я изменю свое мнение.
Музыка - это эмоция. Актерская игра - эмоция. Оператор цветом и светом отражает эмоцию. Я соединяю все эти разные чувства в одну большую эмоцию - фильм. И наши общие чувства передаются зрителю. Успех картины во многом зависит от степени эмоциональности тех, кто ее создавал. И тех, кто ее смотрит, разумеется: Конечно, есть вещи, которые понимаются человеком умозрительно, но кино, на мой взгляд, не тот вид искусства.

Окончил ВГИК в 1983 г. (мастерская народного артиста СССР М. М. Хуциева)
Заслуженный деятель искусств Украины
1. "Утренний поезд" - 1981 (учебная работа) - Главный приз международного фестиваля студенческих фильмов "СИЛЕКТ" а Карловых Варах в 1982 .Приз "За лучшую режиссуру" на кинофестивале "Молодость" г. Киев в 1982
2. "Шагреневая кожа" - 1982 (учебная работа по роману О. Бальзака )
3. "Прибежище или Тио-тио-тинкс" - дипломная работа. - Приз "За лучшую режиссуру" на кинофестивале "Молодость" г. Киев в 1983
4. "Пока не выпал снег" - 1984
5. " На своей земле" - 1986
6. " Морской Волк " - (4 серии, ТВ ) - 1990 . Присвоена высшая категория.
7. " Мертвые без погребения" ( по пьесе Ж. Сартра ) - 1992. Специальный приз жюри на международном кинофестивале в Мадриде в 1992. Главный приз фестиваля "Золотой аист" на кинофестивале в г. Тирасполь.
8. " Вино из одуванчиков" - 1998 . Приз "За самый мудрый фильм" на детском кинофестивале в "Артеке" в 1999 . Приз "Фильм, который я взял бы с собой в космос" на детском кинофестивале в "Орленке" в 1999. Специальный приз жюри на фестивале "Окно в Европу" г. Выборг в 2000. Приз " Лучший телевизионный фильм" на телевизионном фестивале "Евразийский телефорум" в 2000.
9. Сериал "Маросейка 12" - 1999-2000.( 10 серий, ТВ ) Главный приз на телевизионном фестивале "Правопорядок и общество" г. Москва в 2001.
10. Сериал "Кобра - антитеррор" - 2000-2002.( 10 серий ТВ )
11. "Дни Ангела" - 2003. (4 серии, ТВ)

КУРЬЁЗЫ НА СЪЁМОЧНОЙ ПЛОЩАДКЕ


Лариса Гузеева: Мы снимали в деревне в Рязанской области. Там был один единственный банк, где меняют доллары на рубли, без которых там нельзя прожить. Меня отпустили минут на 15, и я прямо в костюме пошла в обменник банка. Представляете, меня приняли Бог знает за кого. "Я артистка, - убеждала я их, - Лариса Гузеева", но мне не верили, вызвали милицию, чуть не забрали в отделение. А еще однажды в перерыве мы с гримершей пошли на базар, чтобы купить яблок, я была в костюме, в гриме, так вот я ловила на себе сочувствующие взгляды, видела, как меня все жалеют, относятся как к дурочке.
Андрей Новиков: На четвертый день съемок, когда снималась сцена погони, я прыгнул и сломал ногу, раздробил пятку. Потом снимался в гипсе, сидя или стоя. Все съемки так и прошли.
Сергей Потапов: Пятка - это очень сложный перелом. По хорошему Андрей должен был несколько месяцев в лежку лежать, а он ходил, работал, он - молодец!
Андрей Новиков: Врачам я дал расписку в том, что понимаю, какими последствиями грозит работа с таким переломом.
Сергей Потапов: Паника была, но людей не хотелось подводить, не хотелось сдвигать сроки, срывать съемку. Поэтому Андрей принял такое ответственное решение. Все мы ужасно переживали за него!

МУЗЫКА

Композитор Алексей Шелыгин
("Бригада", "Бой с тенью", "Небо. Самолет. Девушка", "Прорыв", "Коля Перекати поле", ...)

- Обычно режиссер дает мне задание и пытается объяснить, каким он хочет видеть саундтрек всей картины. Музыка не может быть только иллюстративной, должна быть внутренняя музыкальная драматургия. Игорь Апасян - замечательный режиссер, мне с ним всегда интересно работать. До этого мы уже встречались с ним на четырехсерийной картине "Дни ангела". Он, например, сравнивает музыкальную тему с любопытным собеседником, которого хочется слушать дальше. Важно понять, имеет смысл с ним дальше разговаривать или он все время говорит об одном и том же. Вот как мы работали над этой картиной: мы садились вместе, и я начинал что-то играть. Он говорит: "Мне это интересно. А вот это - уже нет, это я уже слышал в другом месте. Мне хочется, чтобы меня чем-то удивили, чтобы сказано было то слово, которого я еще не слышал. Не банальное кружение темы вокруг себя самой, а какой-то новый поворот".
Апасян подразумевает параллельное развитие драматургии действия и музыки, их линии должны переплетаться. Причем в музыке должно быть несколько лейтмотивов, для каждого героя - свой. В "Граффити" три музыкальные темы, они взаимодействуют и в финале сплетаются в некий реквием. История-то на самом деле грустная и романтическая, аллегорическая и светлая. Не хотелось делать ее банально, и сравнение Апасяна музыки с интересным собеседником мне очень помогло в работе. У Апасяна нет тривиальных идей в принципе. На самом деле легче и спокойнее всего работать с людьми, у которых все заранее понятно - все быстренько сделали, ничего особенно сложного не требуется. Но я ищу приключений. Вот с Апасяном не соскучишься: ему всегда нужны небанальные ходы, оригинальные сюжеты, сценарии и их воплощение. Пусть он лучше ошибается, критикует (я на критику не обижаюсь), пусть требует чего-то невозможного, это все равно лучше, чем писать музыку к какому-нибудь трехсотпятидесятисерийному фильму, где нет ни внятного сюжетного хода, ни одного неизжеванного места.

Группа "Animal ДжаZ"
Вокалист Александр "Михалыч" Красовицкий, бас-гитарист Игорь Булыгин, Евгений Ряховский - гитара, Ян Лемский - ударные

Михалыч: Режиссера Игоря Апасяна я знал в первую очередь по детскому фильму "Незнайка с нашего двора". Помните, там еще такая фраза смешная есть: "Сюрприз, сюрприиииз:" И еще мне очень нравилось его "Вино из одуванчиков" - последний фильм, в котором сыграл Иннокентий Смоктуновский. Он умер во время съемок, и озвучка уже шла без него. Почему нас выбрали?.. Насколько я понял, им нужна была молодежная музыкальная тема. А мы как раз подходим, кроме того, можем еще и не такое сыграть. Скорее всего, мы привлекли их своей эклектичностью. Для "Animal ДжаZ" это был первый опыт работы в кино. Мы писали музыку вслепую: фильм тогда монтировался, и посмотреть его не было возможности. Кстати, окончательную версию мы так до сих пор и не видели. Первое впечатление: "Граффити" - не нью-арт, не авангард, не арт-хаус, а хорошее европейское кино.
Женя: Странно, но Игорь Апасян своими плавными переходами, спокойным, неторопливым повествованием и умением так просто и тихо подвести зрителя к главному напоминает мне Джима Джармуша. Еще в его фильме меня поразила картинка, красота пейзажей. "Граффити" очень разное кино - там есть и природа, и урбанизм, и лирика, и шизофрения:
Михалыч: Нашу песню "Аравика" из макси-сингла "Если дышишь" взяли сразу, причем она звучит в нескольких эпизодах. "Аравика", точнее ее "крейзи вершен", где ни одного слова по-русски я не пою, только "А-а-а-а-а" и белый рояль играет, наверное, больше всего по настроению подошла. Потом нам предложили посмотреть пару отрывков из фильма и написать еще что-нибудь. В итоге наша музыка звучит в открывающей фильм сцене погони, которая длится около четырех минут, и в одном финальном эпизоде (около двух минут). Тема погони срослась легко, а потом мы вошли во вкус, понапридумывали кучу вариантов, для последней сцены мы сделали их целых три, один из них был принят. И, наконец, еще в двух фрагментах и в финальных титрах будет звучать наша новая песня "Шаг-Вдох".
Перед нами стояла совершенно определенная задача: на готовую картинку, с уже существующей внутренней ритмикой, мы должны были придумать музыку, которая бы не мешала восприятию, а подчеркивала этот ритм. Например, в сцене погони нам нужно было звуком подчеркнуть движение, прыжки:
Хотя Апасян говорил, что, по-хорошему, надо по-другому: сначала музыка, а потом уже монтаж. В середине фильма как раз есть сцена, которую он снимал и монтировал под "Аравику". Ну, а в других кусках уже пришлось нам выделываться.
Женя: Мы все записали практически за одну ночь, а потом уже сидели вместе с режиссером и двигали, подбирали: Кстати, Апасян просил, чтобы первая сцена была не в стиле "Animal ДжаZ", а ближе к электро-панку, что-то вроде "Prodigy".
Михалыч: Людям, незнакомым с нашим творчеством, я давал послушать эти два фрагмента из разных сцен фильма и спрашивал: "Ну, что? Как?" И все отвечали, что это писали две совершенно разные группы - ничего общего. Более того, наша музыка в "Граффити" совершенно непохожа на ту, которую мы обычно играем на концертах. Недавно нам предложили еще в двух фильмах поработать, так что предыдущий опыт сильно пригодится.
Rambler's Top100  
Создание сайта - Lacory Creative